Дмитрий Гнездилов
Хронометраж: мой личный опыт
«Время – материя, из которой состоит жизнь»
Бенджамин Франклин


Было лето 2010 года. В то время активно шла реформа энергетики РФ. Была расформировано РАО «ЕЭС России» и отрасль начинала жить по новым правилам. Один мой друг позвал меня поучаствовать в новом проекте. Этот проект был очень интересным, но участие в нем требовало от меня изучения новых знаний, получения новых навыков. Плюс у меня уже был составлен список личных целей на год, и двигался я к ним очень медленно. Времени не хватало даже на текущие задачи. В случае же принятия решения перехода на новую работу, нужно было бы использовать с пользой каждую секунду жизни. Я захотел попробовать применить метод хронометража в своей жизни.

Я впервые узнал о хронометраже из книги Даниила Гранина «Эта странная жизнь». В книге описана жизнь советского ученого Любищева А. А. Я был поражен силой воли этого человека и его системой фиксации времени, которая позволяла ему выполнять очень много разнообразных дел.

Я начал смотреть, как проходят мои дни и почему остается так мало времени для работы над большими, личными целями. Сначала я, с помощью обычного ежедневника, начал наблюдать, как проходит моя рабочая неделя и выходные дни.

Я был расстроен, когда увидел, что времени мне хватает только на работу, какие-то бытовые дела по дому и на общение с друзьями или родителями. Мне было трудно понять, куда уходит мое время. Я решил попробовать вести письменный хронометраж, для фиксации времени, которое я трачу на свои повседневные дела.

На съемной квартире я нашел обычную тетрадь в клеточку, в которой и начал вести хронометраж. Первые три дня я фиксировал все события продолжительностью более трех минут. Потом я понял, что такая точность не очень нужна, и даже съедает время, которое я решил экономить. Следующие дни, я фиксировал время по делам, на которые я затрачивал более 10 минут, т.е. интервал в 10 минут был выбран минимальным временным порогом. Стоит сразу сказать, что в последующем я пробовал разные промежутки и отсечки для выбора начала и конца дела.

По окончанию недели, я подвел первые итоги ведения хронометража. Я попробовал выделить одинаковые процессы, или относящиеся к одной задачи и свести их в одну группу. В итоге у меня получились довольно стандартные группы для молодого, неженатого человека, а именно: работа, дорога, спорт, чтение, сон, хобби, встречи с друзьями, поглотители времени.

Я примерно посчитал, сколько времени было потрачено за неделю на каждую из этих групп. Особое внимание я уделил группам: работа, сон и поглотители времени. Увидев свою неделю во временном исчислении, я понял, что на все задачи времени мне не хватит. Нужно было расставить приоритеты и определить самые важные дела, которым я буду посвящать больше времени. Это сделать было не очень легко, и об это лучше рассказать в отдельной статье.

Неожиданно для меня, «хронометраж» принес мне один «побочный» положительный навык. Так как я фиксировал все, что занимало более 10 минут, то при переключении с одной задачи на другую или отвлечении на разговоры, мне приходилось делать новые записи по фиксации времени. Я увидел, что я часто начинаю дело, отвлекаюсь, потом трачу время, чтобы вспомнить, что делал, и только потом завершаю выполнение одной и той же задачи. Это делало неудобным общий подсчет времени, а также съедало время на дополнительные записи.

Я начал стараться, взявшись за одно дело, уже не перепрыгивать на другую задачу, не общаться с коллегами, с клиентами, пока не завершу начатое.

Я очень удивился, что это позволило мне выполнять больше дел. Но самое главное - я стал делать их осмысленнее и качественнее. В последующем фиксировать время выполнения всех моих действий стало намного проще, так как стало меньше дублирования записей.

Получив в минутах время (пусть и не идеально точное), которое я потратил на тот или иной процесс, я начал думать какие процессы я могу делать по-другому – быстрее и эффективнее. Далее я стал пробовать делать какие-то вещи в работе и жизни по-другому, и смотреть помогло ли это уменьшить время, затраченное на выполнение действия. Иногда это приносило мне экономию времени. Иногда наоборот только растягивало время выполнения задачи. Но положительных приемов все же было больше. Мне удалось получить еще немного времени, которое я перераспределил в другие сферы жизни.

После двух недель ведения хронометража, подошла к концу тетрадь, в которой я фиксировал время. Заводить новую тетрадь я не стал, вместо этого я создал Excel таблицу с получасовыми интервалами времени и строчками для записей.

Я распечатал 18 двухсторонних листов и получился «хронометраж на месяц (август 2010). В последующем я всегда делал «хронометраж» на месячный период, так как было удобно проводить анализ потраченного времени за этот месяц, делать сводную таблицу, и потом вся информация, касательно этого периода, хранилась в одном месте. Сам месячный разбор проводился на последней странице документа. В связи с тем, что каждый месяц был зафиксирован в отдельном документе, а выводы по потраченному времени за месяц были сведены на последней странице в одинаковой форме, в конце года было очень удобно подводить годовые итоги по времени, которое я уделял той или иной сфере своей жизни.

Я вел хронометраж непрерывно в течение 3 лет, в период с июля 2010 по август 2013 года. За это время умение фиксировать затраченное время на любой процесс выработалось на подсознательном уровне. Я как бы автоматически начал определять интервалы занятия тем или иным делом.

Ведение хронометража помогло мне научиться:

  • четко разграничивать и помнить количество времени, потраченное на каждое занятие в течение своего дня;
  • определять процессы, поглощающие много времени, но не ведущие к достижению цели;
  • концентрировать внимание на одном процессе, без переключения с одного дела на другое;
  • планировать время на слонов и лягушки. Понимать сколько и когда будет выделено на то или иное занятие, и когда, с учетом графика, оно будет завершено.
С тех пор как я завершил непрерывное, трехлетнее ведение хронометража, прошло уже 5 лет. Сейчас я не веду ежедневный хронометраж. За три года умение определять время начала и конца работ, а также продолжительность процесса, закрепилось и вошло в полезную привычку. Но для сохранения навыка, я каждый год веду хронометраж в мае. Это помогает мне сохранять чувство времени и осуществлять более точное планирование с учетом будущих временных затрат. В 2017 году вел хронометраж я несколько месяцев, так как дал такое обещание на одном собрании ТМ-клуба.

ТМ-клуб - это очень интересный жизненный опыт.

Я попробовал себя и как участник, и как организатор ТМ-клуба. Участие в клубе позволяет посмотреть на опыт других людей, послушать плюсы и минусы того или иного ТМ-приема. Ты оказываешься в сообществе единомышленников и людей, готовых искренне поделиться своими способами достижения целей. После клуба возникает заряд энергии и твердое намерение выполнять намеченные дела.

В заключение хотелось бы сказать, что лично мне ТМ-идеи и практики помогают успешно заниматься работой и продвигаться по карьерной лестнице, регулярно (не менее трех раз в неделю) заниматься спортом, проводить время со своей семьей, читать не менее 15 часов в неделю, выделять время на саморазвитие, планирование целей и их достижение.
Дмитрий Гнездилов
Технический директор ООО «ЭНКОСТ»
Руководитель ТМ-клуба «Энерго» в Москве и ТМ-клуба «Железногорск»
Участие в Лиге Время помогает мне получать новые знания, повышать свои навыки, полезные как для решения рабочих задач, так и для решения своих личных жизненных целей. Также участие в Лиге расширяет мой круг полезных знакомств в различных отраслях.

Связаться: https://www.facebook.com/GnezdilovDm