Автор: Андрей Никитин:
Три правила «маркетинговой гигиены»:
как обходить «уловки маркетологов» с минимальными потерями времени

«Только сегодня! Мы дарим вам возможность ознакомиться с новым романом Виктора Пелевина! Спешите, время акции ограничено». Получив такое уведомление по электронной почте, я немедленно отложил дело, которым в тот момент занимался, и прошел по ссылке. Ведь любой приличный человек должен немедленно узнать, о чем новый роман Пелевина!

Очнулся я примерно через полтора часа, прочитав весь фрагмент, который был предназначен для бесплатного доступа (благо он оказался достаточно большим). Разумеется, дальше по задумке маркетологов я должен был купить либо электронную версию либо саму бумажную книгу. Разумеется, я не стал этого делать. Почему? Во-первых, я уже кое-что потратил. А именно полтора часа своего времени. Причем сделал это внепланово, спонтанно. Во-вторых, понятно, что именно сейчас, в момент выхода новинки, цена на нее является пиковой и рассчитана на «вирусный эффект». Что-то вроде ажиотажа по случаю выхода новой версии «айфона» - всем ценителям непременно нужно заиметь его именно сейчас, а не, скажем, годом позже, когда цена спадет.

Этот случай заставил меня задуматься и сформулировать три правила по отношению к «маркетинговому шуму», главная задача которого – вовлечь нас в коммуникацию с каким-либо брендом (не важно, это «Пепси кола» или хлебный ларек в соседнем дворе) и в конечном итоге принять решение об инвестировании в него: собственного времени, лояльности, денег.

Правило № 1: максимально оградиться от «маркетингового шума». Нужно четко понимать, что большинство проводимых акций, «распродаж», «черных пятниц» и т.д. – не более чем способ сбить вас с толку и вовлечь в орбиту бренда. Маркетологи чаще всего апеллируют к нашему чувству жадности, предлагая купить товар\услугу не потому, что он нам нужен, а потому, что сейчас он невероятно дешевый. Причем не важно, речь идет о продаже хлеба или бриллиантов, но вот цена ошибки, разумеется, тем выше, чем дороже товар. Расплатой за невероятную дешевизну нередко является столь же невероятная ненужность купленного товара. К примеру, если вы давно мечтали о покупке велотренажера, и вдруг в магазине вы замечаете ценник на него с пометкой «акция», не спешите делать вывод, что наступил «кайрос», то есть благоприятное время для исполнения задуманного. Скорее всего, это «ложный кайрос», и купленный по случаю акции велотренажер будет пылиться на балконе. Настоящий «кайрос» - это когда занятия на велотренажере стало настолько вашей родной целью, что вы идете в магазин и покупаете именно тот агрегат, который именно вам именно в этот момент нужен, невзирая на ценники с пометкой «акция».

Стоит раз и навсегда решить, что никаких чудесных «писем счастья» прийти не может. И максимально оградить свои каналы получения информации от поступления любых рассылок. Все эти «невероятные скидки», «тсс-с…», «распродажа только для своих» - это в большинстве своем банальные маркетинговые трюки. Не нужно давать им ни малейшего шанса: сразу в «спам», «отписаться от рассылки» и т.д. Поверьте, даже несмотря на эти драконовские меры маркетинговые шумы все равно донесутся до вас: ты их из и-мейл, они к тебе в вотсап. И если вдруг вы все же почувствовали, что вовлекаетесь в очередное соблазнительное предложение, действие которого – разумеется! – ограничено, то переходите к правилу 2.

Правило № 2: оценить маркетинговое предложение по принципу «двух минут». В чем суть этого принципа: либо дело надо решить за две минуты, либо отложить его. Не дайте сбить себя с плана дня. Если вам поступило предложение с чудовищными скидками на сверхнужные товары, оцените его серьезность в течение двух минут. После этого либо смело отправляйте сообщение в корзину, либо запланируйте его проанализировать в другое – удобное вам, а не маркетологам время. Пометки «сроки акции ограничены», «осталось столько –то часов до окончания действия предложения» не воспринимайте серьезно, это всего лишь разновидность рекламных трюков.

Если не следовать правилу «двух минут», то можно совершить следующую ошибку: увлечься серфингом по «заманчивым ценам» или «только-сегодня-бесплатным-подаркам», потратить впустую энное количество своего времени и потерять темп текущей работы.

Правило № 3: установить свой критический порог времени на ерунду. Бывает, что «аттракцион неслыханной щедрости» вовлекает человека чуть ли не против его воли. Если вовремя очнуться от маркетингового морока, то ничего страшного не произойдет. Но нередко бывает так, что забыв о «правиле двух минут» и проведя, к примеру, час за выбором товаров с «сумасшедшими скидами», человек вдруг понимает, что ему очень жаль этого потраченного часа. И ему хочется как-то «оправдать» эту потерю. Купив, например, хоть какой-нибудь из акционных товаров. То есть потерю своего драгоценного времени он усугубляет еще и потерей своих денег, пусть даже и не очень больших. Так делать не следует. А нужно осознать необходимость критического порога времени на рекламные «вовлечения», он для всех разный, кто-то и пять минут пожалеет, а у кого-то и пара часов такого времяпровождения не считается бесполезной. Но каждый интуитивно чувствует приближение этого порога («сколько еще можно тратить время на эту ерунду?»). И когда это происходит, следует немедленно выходить из состояния вовлечения. Ибо если вовремя не выйти, на человека начинает давить уже не уловка маркетолога, а собственное чувство вины за нерационально потраченное время. Иногда лучше честно признаться, что поддался на уловку, убил час на ерунду, но остановился и не усугубил эту потерю другими: деньгами или нервами.

Итак, резюме. Бойтесь маркетологов, дары приносящих: за каждым «подарком» может таиться чудовищный хронофаг. Их главная задача – вовлечь вас в принятие какого-то решения и добиться у вас чувства «ложного кайроса» (когда ошибочно кажется, что вам невероятно повезло), приводящего к ошибочным решениям об инвестировании собственного времени, денег, нервной энергии. Применяйте три правила «маркетинговой гигиены» и сохраняйте свое время для более важных вещей.

Андрей Никитин
Руководитель ТМ-клуба «Ивантеевка»
Член союза журналистов России, кандидат филологических наук, неоднократный победитель всероссийских конкурсов журналистских работ, лауреат премии губернатора Московской области.

Опубликовал несколько статей по тематике тайм-менеджмента. В 2017 году основал ТМ-клуб Лиги «Время» в подмосковной Ивантеевке. ТМ-клуб «Ивантеевка» проводит свои регулярные собрания в библиотеке Горбунова.


Связаться: http://fb.com/Radostnik