Автор: Элина Торопцева
Методическая копилка ведущего: активности на встречах ТМ-клубов

Что всегда происходит на встречах клубов Лиги «Время»? Любой ведущий скажет и любой участник подтвердит, что на клубных встречах обсуждаются техники тайм-менеджмента, озвучиваются ТМ-договоренности, подводятся итоги и ставятся новые цели.

Да, если бы ТМ-клуб был рецептом, то коммуникация была бы одним из главных ингредиентов. Но любая хозяйка знает, что успех блюда во многом зависит от небольших и зачастую секретных составляющих. Мой совсем не секретный ингредиент, который, возможно, будет полезен и другим ведущим, – это интерактив. Об этом и поговорим.

Интерактивные формы взаимодействия с участниками в моем клубе стали появляться в те моменты, когда мне необходимо было решить ту или иную задачу. Возможно, ваши трудности очень схожи с моими.

Вспомните первые встречи клубов, когда участники меняются, когда они не знакомы или едва знакомы друг с другом, а им необходимо не только в одном пространстве воспринимать новую информацию, но и делиться чем-то, приводить личные примеры. Как содействовать процессу командообразования, не уходя от тайм-менеджерской тематики? Сделайте все вместе какое-нибудь упражнение.

Например, на одной из первых встреч мы задались вопросом, как долго длится одна минута. Все участники закрыли глаза, заиграла музыка, и каждый участник должен был открыть глаза в тот момент, когда, по его мнению, прошла минута. Мы договорились, что не будем считать про себя секунды, мы постараемся почувствовать время. В итоге все открывали глаза и видели на экране, сколько прошло секунд. Оказалось, что у кого-то минута длилась 40 секунд, у кого-то даже 30, а кого-то пришлось ждать почти 100 секунд. Упражнение вместе с этапом подготовки к нему длилось буквально несколько минут, а эффект от него сохранился на всю встречу: каждому участнику было, что сказать, поскольку все принимали участие, лед был растоплен, начало общению и знакомству было положено. Говорить о тайм-менеджменте, начав с такого простого, но необычного упражнения, думаю, было не так страшно.

Наверняка у вас случалось так, что кто-то из участников клуба уже прочитал «Тайм-драйв» Глеба Архангельского и неплохо ориентируется в ТМ-контенте, а кто-то едва-едва познакомился с понятием «тайм-менеджмент». Как ведущему подать материал таким образом, чтобы одному на встрече не стало скучно, а другому стало понятно?

Позаботьтесь о реквизите. Например, маленькая игрушечная лягушка, которая умещается на ладони, поможет участникам запомнить, что так называют именно небольшие неприятные дела. А если передавать реквизит по кругу так, чтобы каждый, кто берет ее в руки, привел пример своей реальной «лягушки», то вы приучите участников к данному сценарию коммуникации на встречах клубов. И еще приятный бонус: реквизит, как правило, не оставляет участников равнодушными, и высказываются все, даже не самые словоохотливые. Слоны, лягушки, таймеры, будильники, сыр – возможности ТМ-реквизитов ограничиваются только фантазией ведущего.
Когда я готовилась ко встрече, посвященной рутинам и ритуалам, то подумала, что было бы странно говорить о ритуалах и ни один не провести прямо во время клуба. И мы провели: в процессе обсуждения ритуалов каждый сидящий за столом записывал наиболее понравившиеся идеи на специальные листочки и складывал их в подготовленную коробочку. А в финальной части встречи мы провели ТМ-лотерею ритуалов: после заполнения анкеты участник вытягивал свой билет и озвучивал выпавший ему ритуал. Так мы собрали копилку идей ТМ-ритуалов, а кому-то это помогло сформулировать посильную для себя договоренность.
Не секрет, что финал любого мероприятия или выступления не менее важен, чем его начало. Тайм-менеджерских клубов это касается в полной мере. Никто не застрахован от скомканного завершения встречи: анкеты, договоренности и в это же время телефонные звонки от уже соскучившихся родственников, подъехавшие такси и прочее. Как поставить эффектную точку? Финальный ритуал вам в помощь! Это могут быть гадания или лотереи.

У нас в клубе мы назвали наши финальные ритуалы подсказками ТМ-вселенной. Например, в течение первого тематического года мы заканчивали встречи лотереей с советами из ежедневника по методу Глеба Архангельского. Заранее выписанные советы складывались в специальную коробочку. Участник после заполнения анкеты менял свой опросник на возможность вытянуть лотерейный билетик с советом. Причем советы мы подбирали по теме встречи: об организации отдыха, о борьбе с «лягушками», о планировании дня и т.д. В течение второго тематического года мы искали ТМ-подсказки на страницах книг, которые рекомендует Глеб Архангельский в каждом обучающем видео. Книга может быть и в электронном виде. Достаточно, например, «найти на 33-й странице 5-ю строчку сверху». А дальше пусть каждый участник интерпретирует услышанное. Практика показывает, что ТМ-вселенная знает, какие подсказки кому из нас посылать. Магия Лиги «Время», не иначе.

Клуб – это особое сообщество, особая атмосфера. И атмосферу эту нужно регулярно подпитывать. С этой задачей отлично справляются различные ТМ-события. У нас это ежегодный летний пикник, особые клубные даты, новогодний аукцион ТМ-достижений. Например, на новогодний ТМ-аукцион каждый участник готовит свой подарок. И все подарки – это лоты аукциона. Чтобы приобрести лот, нужно поделиться своими ТМ-достижениями за прошедший год. Ну а клуб решает, продано или нет. А еще в нашем клубе подарок к следующей встрече обычно готовит тот, кому он достался на этот раз. В этом направлении фантазия вам в помощь. Мы и свечи в честь 20-й встречи клуба задували, и печенье домашнее в виде лягушек пекли, чтобы расправиться с ними вместе. Что же дальше? Кто знает…
Конечно, это далеко не все активности, которые мы применяли на наших встречах ТМ-клуба в Астрахани, но каждая из них способствовала решению той или иной задачи, а потому ими хочется поделиться.
В то же время важно понимать, что различные активности на встречах клубов проводятся не ради этих активностей как таковых. Интерактив уместен как дополнение к содержанию, как способ погружения в ту или иную тему. Не стоит вводить интерактив в ущерб содержательной стороне встречи. Кроме того, интерактив не должен мешать коммуникации, затруднять ее, нарушать клубную атмосферу. При правильной дозировке он способствует созданию комфортной атмосферы и интеграции новых участников в сложившееся клубное сообщество. О таких нюансах нельзя забывать, ведь каждая хозяйка подтвердит, что сладкий десерт – это хорошо, а вот приторный – нет.
Элина Торопцева
ТМ-лидер Лиги «Время», ведущий ТМ-клуба «Астрахань»

Я директор центра проектного менеджмента ГАОУ АО ДПО «Институт развития образования», ТМ-лидер общественного движения Лига «Время», руководитель ТМ-клуба в городе Астрахань. Думаю, каждый постоянный участник нашего клуба может подтвердить, что в астраханском ТМ-клубе сложилась очень располагающая, уютная и мотивирующая атмосфера. И участники, и ведущий - все мы на наших встречах учимся экспериментировать, узнаем нечто новое о себе и своих ТМ-коллегах, учимся быть восприимчивыми к новой информации и пишем свои ТМ-автопортреты. Мы не забываем напоминать себе, что стремимся успевать главное, а за своё «главное» каждому из нас приходится бороться. Иногда с лягушками, иногда с хронофагами, а иногда с самим собой. Вот для этого и нужны единомышленники, нужен клуб, ведь один и в тайм-менеджерском поле не воин.


Связаться: fb.com/elina.toropceva
et@tmliga.ru